Более глубокое погружение в коробку акварельных красок открывает удивительные факты про цвета: от увлекательного рассказа о бесконечных оттенках цвета, до благотворного влияния на вашу психику.
С самого рождения цветовой спектр даёт нам информацию об окружающем мире. И все же, большинство из нас мало что знает о цвете. Конечно, вы, возможно, знаете, что красный, смешанный с синим, даёт фиолетовый, и что из оранжевого не получается никакого другого цвета, но это все.
Когда люди видят цвет (или даже просто слышат название определенного цвета), у них возникают различные ассоциации (предметы, настроение, даже температуру) которые возникли у них в детстве, как говорит историк и символист Мишель Пастуро, автор книги «Синий: История цвета».
Если вы спортивный фанат, цвет, который носит ваша любимая спортивная команда, может вызвать у вас прилив позитивных чувств. Если в детстве вы любили играть с куклой Барби, вполне возможно, что звук слова «розовый» может вызвать у вас безотчётную радость. Не правда ли, занятно?
Согласно Пастро, синий был одним из цветов, которые одними из последних получили распространение в древнем мире (красные, черные и коричневые цвета появились ещё в наскальных рисунках). В Древнем Риме голубой воспринималось как цвет рабочего класса, который носили те, кто был ниже по социальной лестнице, в то время как богатые носили белый, черный и красный. Пастро говорит, что этот цвет был настолько непопулярен, что ассоциировался с варварством.
Это невыгодное мнение о синем цвете совершенно изменилось, когда он стал цветом плаща Девы Марии, с распространением её культа в 12 веке. С ростом количества её изображений, синий цвет стал восприниматься как более респектабельный и достойный уважения, появляясь в других религиозных образах.
В течение 13-го века те, кто продавал синий краситель на основе вайды и красный краситель на основе марены, боролись за рынки сбыта. Кассия Сен-Клер в своей книге «Тайные жизни цвета» описывает, как «В Магдебурге, немецком центре немецкой торговли мареной, на религиозных фресках ад стали изображать в синих тонах; а в Тюрингии торговцы мареной уговорили изготовителей витражей для новых церковных окон изобразить дьявола синим, а не традиционно красным или черным, чтобы дискредитировать этот новый цвет.
Несмотря на множество потрясающих картин, созданных за столетия, «только в конце XIX века художники смогли воспользоваться появившимися готовыми красками», — говорит Сен-Клер. «Дешевые составы, такие как лазурь, хромовый оранжевый и желтый кадмий, освободили художников от пестиков или недобросовестных составителей красок, продававших составы, которые могли обесцветиться за нескольких недель, вступать в химическую реакцию с другими цветами, или холстом».
Исследования дорожно-транспортных происшествий и окраски автомобилей показали, что белый — это цвет автомобилей, которые с наименьшей вероятностью могут попасть в аварию, с летальным исходом, согласно Исследовательскому центру несчастных случаев при университете Монаш, который проводил исследование аварий с 1987 по 2004 годы. А какой цвет наиболее опасен? Оказывается, черный — у автомобилей такого цвета на 12 процентов больше вероятности попасть в катастрофу.
Исследования показали, что дети в возрасте от двух недель способны различать красный цвет. По мере развития их цветового зрения число цветов, которые они могут видеть, продолжает расти, пока к возрасту около пяти месяцев они не увидят полный цветовой спектр.
Ржаво-красный цвет планеты Марс происходит от того, что она покрыта оксидом железа — тем самым элементом, который придает крови ее красный цвет. Это, безусловно, подходит для планеты, названной в честь римского бога войны.
Странные представления о Марсе, в которые люди продолжают верить
Было установлено, что розовый цвет оказывает успокоительное воздействие на людей. «Даже если человек пытается быть злым или агрессивным в присутствии розового, он не может этого сделать», — говорит доктор Александр Шаусс, директор Американского института биосоциальных исследований в Такоме, штат Вашингтон, который изучал, как цвет может эффективно подавлять гнев и беспокойство среди заключенных. «Мышцы сердца не в состоянии быстро сокращаться. Это успокаивающий цвет, который истощает вашу энергию. Даже дальтоников успокаивают розовые помещения».
Интересный факт: по этой причине многие спортивные команды окрашивают раздевалку гостевой команды в розовый цвет. (Это чтобы, чтобы получить преимущество над соперниками!)
Еще одно удивительное наблюдение, сделанное Пастеро, заключается в том, что цвет как самостоятельное понятие эволюционировал со временем. «Римлянин вполне мог бы сказать: «Мне нравится красная тога; Я ненавижу синие цветы», но ему было трудно заявить: «Мне нравится красный цвет; Я ненавижу синий, «без ссылки на конкретную вещь», — пишет он. «А для грека, египтянина или израильтянина это было еще сложнее».
Любовь к голубому может создавать проблемы. Оказывается, комаров привлекают темные цвета, особенно синие. Причина, по словам Джонатана Дея из Университета Флориды, заключается в том, что «комары очень зоркие, особенно ближе к вечеру, и их первый способ поиска людей — это зрение». Это означает, что «люди одеты в темные цвета — черный, темно-синий, красный — привлекают их в первую очередь, движение — во вторую очередь».
Как пишет Пастро: «Одно и то же слово имеет значение «красный», «красивый» и «красочный». Например, coloratus в классической латыни и colorado в современном кастильском могут означать «красный» или просто «цветной». В русском языке слово «красный» происходит от того же корня, что и слово «красивый».
В средние века зеленый цвет символизировал непостоянство, предательство и ненадежность. Например, Иуда часто изображался в зеленой одежде. Согласно Пастро, эта связь, возможно, возникла из-за того, что зеленая краска в те времена была некачественной и быстро выцветала.
В средние века торговля красками была организована таким образом, что профессиональным красильщикам было разрешено использовать только определенные цвета — например, человеку, носящему зеленые цвета, запрещалось носить красный цвет. Это означало, что мода на цвета также имела ограничения, что не позволяло красильщикам продавать краски, на которые у них не было разрешения.
Ньютон сделал много научных открытий, но одним из самых значительных было объяснение того, как свет влияет на цвет. Он экспериментировал с призмами, получая радужный спектр, на основе которого он создал свой знаменитый цветовой круг. Он опроверг представление о том, что цвет вырос из комбинации света и тьмы, подтвердив, что только цвета зависят от света.
Мы с большей вероятностью вспомним что-то, что мы видели в цвете, чем то, что мы видели черно-белым. В одном исследовании учёные заставили участников взглянуть на 48 картинок, частью цветных и частью черно-белых. Затем участникам показали 48 других картинок и попросили указать, которые из них они только что видели. Цветные изображения запомнились на 10% лучше, черно-белые.
Несмотря на то, что синий может быть любимым цветом мужчин, привлекает их красный. Исследование, проведенное двумя психологами из Университета Рочестера, показало, что красный цвет заставляет мужчин обращать внимание на женщин. В одном эксперименте мужчинам предлагалось прокомментировать фотографии женщин, одетых в различные цвета: «Как вы думаете, насколько красив этот человек?». В другом — были показаны те же женщины, одетые в синий или красный цвет. Во всех случаях женщины в красном оказались более привлекательны.
Несмотря на то, что лентой красного цвета награждают за второе место, оказывается, что этот цвет приносит победу. Исследование, проведенное британскими учеными в 2005 году, показало, что спортсмены, которые носили красные цвета, «имели преимущество перед соперниками в синих костюмах».
«Мы определили, что в различных видах спорта носящие красные цвета всегда выигрывали с большей вероятностью», — писали в статье в журнале «Nature» доктор Рассел Хилл и доктор Роберт Бартон, исследователи эволюционной антропологии в Университете Дарема. Они пришли к такому выводу, изучив результаты летних Олимпийских игр 2004 года и выяснив, что в различных видах спорта у спортсменов, одетых в красное, больше шансов на успех, при прочих равных данных.
Было проведено исследование, которое отметило, что комбинация этих двух цветов повышает аппетит среднего человека. Обратите внимание, что логотипы и дизайн залов многих закусочных включают эти цвета, в том числе McDonald’s, Wendy, In-N-Out, Denny, TGI Friday’s и так далее. Некоторые называют это «Эффектом кетчупа и горчицы».
Одно и то же блюдо может иметь разный вкус в зависимости от цвета тарелки, на которой оно подается. Это открыли ученые в эксперименте, в котором участники попробовали одно и то же какао из кружек четырех разных цветов — белого, кремового, красного и оранжевого. Какао в кружках оранжевого и кремового цвета было признано вкуснее, чем в двух других.
Если вам понравились факты про цвета, делитесь ими через кнопки социальных сетей ниже, и прочитайте также:
Идея о том, что хорошо там, где нас нет, является отражением нашего желания большего —…
Вопрос о том, имеют ли наши сны смысл, интригует человечество на протяжении тысячелетий, охватывая культуры,…
От древних философских учений до современной критики — эта идея побуждает нас задавать вопросы, исследовать…
Вековые дебаты между свободой воли и детерминизмом на протяжении веков занимали умы философов, учёных и…
Целенаправленная практика позволяет вам глубже погрузиться в свои уникальные экстрасенсорные способности и установить глубокую связь…
Вы когда-нибудь задумывались о силе своего собственного разума? О ее способности воплощать едва уловимый шепот…