Как римский император, Марк Аврелий столкнулся со многими случаями бедствий не только от германских племен на севере, но и от его генералов и членов римского сената. Поэтому неудивительно, что в его «Размышлениях» можно найти различные мысли о том, как рациональный человек — тип личности, которым стремится быть стоик — должен реагировать на разногласия с другими.
Хотя никто из нас не император, мы ежедневно сталкиваемся с разногласиями с нашей семьей, друзьями и даже незнакомцами в социальных сетях. Этого не избежать. Не то чтобы вам постоянно приходилось спорить с людьми в социальных сетях, но вам будет трудно не увидеть вещи, опубликованные там семьей и друзьями, с которыми вы не согласны!
Однако мы можем попытаться избежать разногласий нездоровым образом и так, чтобы они ни к чему плохому не привели.
Вот три совета от Марка Аврелия, которые позволят вам начать более здоровые и продуктивные дебаты.
Если кто-то может опровергнуть меня — покажите мне, что я делаю ошибку или смотрю на вещи с неправильной точки зрения — я с радостью изменюсь. Это правда, которую я ищу, и правда никогда никому не вредила. Что вредит нам, так это упорство в самообмане и невежестве.
Книга VI, 21
Прежде всего, следует начинать любые споры с преданностью истине. Вы должны сказать себе: «Это истина, за которой я следую». С целью, которая ставит перед собой истина, вы готовы увидеть, где кто-то может ошибаться, где вы можете ошибаться или где вы оба ошибаетесь.
И, конечно, иногда не может быть истины с большой буквы. И в этом случае интеллектуально честная вещь — это просто сказать: «Я не знаю». Сказать эти три слова — это не то, на что каждый человек способен, но это часто необходимо, учитывая нюансы мира.
Следующее, что нужно иметь в виду, это то, что «правда никогда никому не вредила». Теперь, вы могли бы сказать, не часто ли больно слышать правду? Да, это определенно может причинить боль!
Но Марк работает в рамках Сократа, считая, что правда, какой бы болезненной она ни была (в платоновской аналогии с пещерой, истина изображается как солнце, что ранит глаза человека, который прожил свою жизнь в тени невежества) — хороша сама по себе.
Что бы ни казалось «вредным» или болезненным в отношении истины, в действительности это хорошо, тогда как единственный истинный вред исходит от упорства в «самообмане и невежестве».
Как только вы посвятите себя правде и поймете, что истинный вред исходит только от упорства в собственном невежестве, вы будете готовы к изменениям, что является предпосылкой для любых здоровых дебатов.
Единственное, что не бесполезно: прожить эту жизнь правдиво и справедливо. И будьте терпеливы с теми, кто этого не делает.
Книга VI, 47
Итак, отлично, теперь вы открыты для перемен. Но ваш собеседник нет. Что вы делаете? Ну, это не должно быть шоком, чтобы узнать, что большинство людей не готовы изменить свое мнение.
Чтение любой ветки в соцсетях или комментариев на сайте, служит отличным примером того, как часто бесполезно пытаться изменить чужое мнение, независимо от того, сколько фактов или источников, которые вы предоставляете, подтверждают ваше собственное мнение.
На самом деле, иногда, просто показывая кому-то, что он неправ, можно заставить его усерднее относиться к своим убеждениям!
Это не значит, что вы должны просто сдаться. Вы определенно должны различать, когда решаете, с кем вступать в спор. Если они не преданы истине, лучше оставить их в покое. В конце концов, если вы собираетесь играть в шахматы с кем-то, нет смысла играть с тем, кто не играет по тем же правилам, что и вы.
Однако, если вы решите обсудить этого человека, вы должны делать это с терпением. Конечно, это может быть неприятно. Но не были ли вы в какой-то момент в такой же ситуации, когда не знали о фактах, касающихся той или иной проблемы, или находились в ситуации, когда вы чувствовали, что вы так крепко привязывались к своим убеждениям?
Если вы посвятили себя истине, то все, что вам нужно, — это ваше собственное расположение, жить «правдиво и справедливо». Относитесь терпеливо к тем, кто этого не сделал.
Как пишет позже Марк, люди существуют друг для друга. Вы можете наставлять их или терпеть.
Напомните себе, что ваша задача — быть хорошим человеком; напомните себе, чего требует природа от людей. Тогда сделайте это, не задумываясь, и говорите правду так, как вы это видите. Но с добротой. Со смирением. Без лицемерия.
Книга VIII, 5
Быть хорошим человеком достаточно просто, верно? Ну, не совсем. Когда кто-то, кого вы любите, поддерживает взгляды, которые вы ненавидите, легко разозлиться, потерять свое место и забыть то, что требует от вас природа. То есть может быть легко забыть свои обязанности как разумного существа.
Возможно, говорить «истину в том виде, в каком вы ее видите», не слишком сложно. Но важно то, как вы это делаете.
Вы должны говорить это с добротой. Никто не хочет слышать, что вы думаете, если вы говорите это с презрением или злобой.
Вы должны говорить это со смирением. Люди с большей вероятностью будут восприимчивы к тому, что вы скажете, когда вы высказываете свое мнение, признавая, что вы можете ошибаться, что вы готовы изменить то, во что вы верите, если предоставлены веские доказательства или причины.
Вы должны говорить это без лицемерия. Будьте последовательны, применяйте к другим тот же стандарт, что и к себе. Не сердитесь на кого-то, кто упрямо Не меняет свое мнение, когда вы сами были упрямы в прошлом. Если бы вы хотели, чтобы кто-то был понимающим и терпеливым с вами тогда, будьте понимающим и терпеливым с другими сейчас.
Это лишь некоторые из многих советов, которые Марк Аврелий может дать нам, когда речь идет о здоровом и продуктивном общении с людьми.
Те, кто знаком с его «Размышлениями», знают — то, что перечислено выше, является лишь частью того, что говорил Марк. Тем не менее, эти три мудрых совета очень полезны.
Будь то ваша семья, друг или незнакомец в социальных сетях, слова Марка Аврелия помогут вам вести более здоровые и продуктивные дебаты.
Вы не всегда будешь побеждать всех в спорах. Вы не измените мнение каждого. И это не должно быть вашей целью, поскольку иногда ваш собственный ум нуждается в изменениях.
Дело в том, чтобы попытаться приблизиться к истине или понять, насколько далеко вы от нее. По крайней мере, именно на это надеялись великие умы классического мира.
Прочитайте также:
Идея о том, что хорошо там, где нас нет, является отражением нашего желания большего —…
Вопрос о том, имеют ли наши сны смысл, интригует человечество на протяжении тысячелетий, охватывая культуры,…
От древних философских учений до современной критики — эта идея побуждает нас задавать вопросы, исследовать…
Вековые дебаты между свободой воли и детерминизмом на протяжении веков занимали умы философов, учёных и…
Целенаправленная практика позволяет вам глубже погрузиться в свои уникальные экстрасенсорные способности и установить глубокую связь…
Вы когда-нибудь задумывались о силе своего собственного разума? О ее способности воплощать едва уловимый шепот…