Тревога, депрессия и другие психические и эмоциональные проблемы возникают перед всеми нами в какой-то момент нашего жизненного пути. Греческий философ Эпикур осознавал страдания внутри себя и своих собратьев, мужчин и женщин. Он основал эпикурейскую философскую школу, продвигавшую Искусство простой жизни.
Эпикуреизм стал одной из самых влиятельных философий древних времен. Он известен в основном из-за Сорока основных доктрин — руководства о том, как жить максимально счастливой жизнью.
Однако, если чтение 40 доктрин кажется слишком сложным или у вас мало времени, «Четырехкомпонентное лекарство», — отличное место для начала любого подающего надежды эпикурейца или искателя счастья!
В эллинистический период боги были всевидящими, всемогущими существами, которые сделали человечество марионетками. Было широко распространено мнение, что если кто-то разозлит богов, это приведет к мукам и наказанию в течение жизни и после смерти.
Эпикур, напротив, не верил, что люди могут рассердить богов. Он утверждал, что они слишком могущественны, чтобы их беспокоили действия смертных. Вместо этого он считал богов образцом для подражания для человечества. Он утверждал, что нужно попытаться достичь их уровня счастья и самореализации.
Идея Эпикура заключалась в том, что добро следует делать ради самого блага, а не из-за угрозы наказания. Он видел вину как препятствие на пути к истинному счастью.
Если кто-то хочет достичь спокойствия и безмятежности ума, следует избегать действий, вызывающих чувство вины, любой ценой.
По мнению Эпикура, боги существуют не для того, чтобы их боялись, а для того, чтобы им подражали.
Смерть. Нет ничего более финального. Уже давно утверждается, что бремя человечества — жить со знанием того, что однажды мы умрем. Конец жизни — одна из самых больших тревог для всех нас. И для многих этот страх может ограничить способность жить полноценной и счастливой жизнью.
Эпикур не верил в загробную жизнь. Но верите вы в неё или нет, его совет о смерти полезен:
«Смерть для нас ничего не значит. Когда мы существуем, смерти еще нет, а когда смерть присутствует, мы не существуем».
Хорошая мысль, Эпикур! Во что бы вы ни верили, смерть приносит нам иное состояние сознания. Невозможно узнать, как мы будем воспринимать смерть, поскольку никто не вернулся, чтобы рассказать нам, что происходит.
Для Эпикура весь мир был полностью построен из атомов и пустого пространства. Он считал, что человеческая душа не может быть построена из пустого пространства. Сознание или душа очень тесно, очень динамично взаимодействует с телом. Это означало бы, что душа состоит из атомов, предположительно разбросанных по всему телу. Однако эти атомы были бы хрупкими. Эпикур учил, что в момент нашей смерти душа полностью испарится.
Смерть знаменует конец сознания и ощущения. Это означало бы, что мы не могли бы чувствовать никакой эмоциональной или физической боли. Если мы больше не способны чувствовать страх или боль, когда умираем, то глупо думать о смерти.
Эпикур считал, что обретение мирной жизни, лишенной боли и страха, должно быть целью каждого. Он считал, что единственное, что удерживало людей от настоящего подвига, — это страх смерти.
Для тех, кто беспокоится о том, что может быть после смерти, эпикурейцы говорят, что это то же самое, что беспокоиться обо всех событиях, которые вы пропустили до своего рождения.
В конце концов, все, что мы можем сделать, это жить полноценной жизнью в настоящем. Все остальное находится вне нашего контроля.
Эпикурейцы считают, что у людей есть очень элементарные потребности, и что именно наши желания причиняют нам наибольшие страдания.
Все, что нужно человеку, чтобы выжить и преуспевать, — это еда, кров и межличностные отношения. И все это относительно легко получить. Простые продукты, дающие питание и энергию, гораздо легче получить, чем еду, отмеченную звездой Мишлен.
Это наше желание большего вызывает ненужное беспокойство. Это особенно актуально для сегодняшнего общества потребления, которое постоянно засыпается рекламой, которая говорит нам, что мы ничто без лучшего дома или новейших устройств.
После долгих наблюдений за природой эпикурейцы пришли к следующему выводу о боли и страдании:
Ужасные вещи — это вам не прогулка по парку, но они могут быть не такими плохими, как вы думаете. Или, по крайней мере, не длятся вечно. Философия Эпикура заключается в том, что если ваша боль ужасна, она не будет длиться очень долго. А если она будет продолжаться долго, то она будет легкой.
Это, пожалуй, одна из самых противоречивых доктрин «Четырехкомпонентного лекарства». Но в этом есть смысл: мы живем в мире, у которого есть ограничения. У всех людей, животных и условий есть предел, и то же самое можно сказать о природе страдания.
Лучше использовать энергию, чтобы понять это, чем беспокоиться об этом, потому что, в конце концов, страдания невозможно избежать. Происходит много вещей, которые находятся вне нашего контроля. Однако, если кто-то понимает природу страдания, он может лучше избегать ненужной боли. Или по крайней мере, быть в состоянии принять, когда боль и страдание возникают неожиданно.
Для Эпикура цель жизни заключалась в том, чтобы обрести счастье через дружбу. Жить смиренно и избегать боли и тревог. Он твердо верил, что, живя мирно и избегая страха и боли, мы сможем жить полноценной жизнью. Для него добродетельная жизнь и мирная жизнь были одним и тем же. Это видно, когда он заявляет:
«Невозможно жить приятной жизнью, не живя мудро, честно и справедливо, и невозможно жить мудро, честно и справедливо, не живя приятно».
Распространенное и ошибочное предположение об Эпикуре заключалось в том, что он способствовал обретению счастья через материальное богатство и поверхностные излишества.
Эпикур проповедовал прямо противоположное. Он считал, что богатый человек не тот, у кого больше всего, а тот, кому нужно меньше всего. Он посоветовал нам:
«Не портите то, что имеете, желая того, чего не имеете; помните, что то, что у вас есть сейчас, когда-то было среди того, на что вы только надеялись».
Согласно Эпикуру, все мы должны стремиться к жизни, полной знаний и умеренности, в окружении друзей, без страха и боли.
Эпикур считался пренебрежительным к религии и поэтому не нравился большей части Греции. Однако у него действительно появилось небольшое количество очень преданных последователей. Он основал философскую школу в Афинах под названием «Сад», в честь сада, которым он наслаждался в детстве на острове Самос.
В двух шагах от Платоновской академии Сад был одним из первых философских заведений, которые приветствовали женщин и рабов.
Эпикуреизм, название учения Эпикура, пересмотрено современными этическими философами, такими как Джон Стюарт Милль и Джереми Бентам.
Эпикур прожил свою жизнь без страха смерти. Он пытался научить других преследовать аналогичные цели. И был человеком, который знал, что он хозяин своей жизни, единственный капитан своего корабля. Он вдохновлял других стремиться к научным знаниям и жить свободно.
Верный своему учению, он описал последний день своей жизни в 270 г. до н. э. как «поистине счастливый день».
Идея о том, что хорошо там, где нас нет, является отражением нашего желания большего —…
Вопрос о том, имеют ли наши сны смысл, интригует человечество на протяжении тысячелетий, охватывая культуры,…
От древних философских учений до современной критики — эта идея побуждает нас задавать вопросы, исследовать…
Вековые дебаты между свободой воли и детерминизмом на протяжении веков занимали умы философов, учёных и…
Целенаправленная практика позволяет вам глубже погрузиться в свои уникальные экстрасенсорные способности и установить глубокую связь…
Вы когда-нибудь задумывались о силе своего собственного разума? О ее способности воплощать едва уловимый шепот…