Откуда вы знаете, какая погода будет завтра? Откуда вы знаете, сколько лет Вселенной? Как узнать, рационально ли вы думаете?
Эпистемология заключается в понимании того, как мы узнаем, что что-то имеет место, будь то факт, такой как земля круглая, или вопрос стоимости, такой как «люди не должны просто рассматриваться как средство для достижения определенных целей».
Эпистемология не просто задает вопросы о том, что мы должны сделать, чтобы выяснить это; это задача всех дисциплин в некоторой степени. Например, наука, история и антропология имеют свои собственные методы для выяснения вещей.
Эпистемология призвана сделать эти методы самими объектами исследования. Цель состоит в том, чтобы понять, как методы исследования могут рассматриваться как рациональные усилия.
Независимо от области, в которой мы работаем, некоторые люди полагают, что представления о мире формируются механически из простых рассуждений или что они появляются полностью сформированными в результате ясного и четкого восприятия мира.
Но если бы дело о знании вещей было настолько простым, мы бы все согласились с кучей вещей, с которыми в настоящее время не согласны: как относиться друг к другу, какую ценность придавать окружающей среде и оптимальную роль правительства в обществе.
То, что мы не достигаем такого соглашения, означает, что с этой моделью формирования веры что-то не так.
Мы не всегда согласны во всем. Интересно, что мы индивидуально склонны думать о себе как о ясных мыслителях и считаем, что те, кто не согласен с нами, заблуждаются.
Мы представляем, что наши впечатления о мире приходят к нам незапятнанными и нефильтрованными. Мы думаем, что у нас есть способность видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, и что другие люди путают восприятие.
В результате мы можем подумать, что наша задача – просто указать, где другие люди ошиблись в своем мышлении, а не вести рациональный диалог, допускающий вероятность того, что мы на самом деле ошибаемся.
Но уроки философии, психологии и когнитивной науки нас учат иначе. Сложные, органические процессы, которые формируют и направляют наши рассуждения, не настолько клинически чисты.
Мы не только находимся во власти потрясающе сложного множества когнитивных предубеждений и диспозиций, но мы, как правило, не осознаем их роль в нашем мышлении и принятии решений.
Объедините это невежество с убеждением в собственном эпистемическом превосходстве, и вы сможете начать понимать масштабы проблемы. Призывы к «здравому смыслу», чтобы преодолеть трение альтернативных взглядов, просто не уменьшат его.
Поэтому нам нужен систематический способ опроса нашего собственного мышления, наших моделей рациональности и нашего собственного понимания того, что имеет веские основания. Его можно использовать в качестве более объективного стандарта для оценки достоинств претензий, представленных на публичной арене.
Это именно работа эпистемологии.
Один из самых ясных способов понять критическое мышление – это прикладная эпистемология. Такие вопросы, как природа логического вывода, почему мы должны согласиться с одной линией рассуждения, а не с другой, и как мы понимаем природу доказательств и их вклад в принятие решений, все это явно эпистемические проблемы.
Американский философ Харви Сигел отмечает, что эти и другие вопросы важны для образования критического мышления.
По каким критериям мы оцениваем причины? Как оцениваются сами эти критерии? Для чего нужно убеждение или действие? Какова связь между оправданием и правдой?… Эти эпистемологические соображения имеют основополагающее значение для адекватного понимания критического мышления и должны быть подробно рассмотрены в основных курсах критического мышления.
В той степени, в которой критическое мышление связано с анализом и оценкой методов исследования и оценкой достоверности полученных утверждений, это эпистемическая попытка.
Взаимодействие с более глубокими вопросами о природе рационального убеждения также может помочь нам вынести суждение о претензиях даже без специальных знаний.
Например, эпистемология может помочь прояснить такие понятия, как «доказательство», «теория», «закон» и «гипотеза», которые, как правило, плохо поняты широкой публике и даже некоторым ученым.
Таким образом, эпистемология служит не для вынесения суждений о достоверности науки, а для лучшего понимания ее сильных и слабых сторон и, следовательно, для повышения доступности научных знаний.
Одним из устойчивых наследий Просвещения, интеллектуального движения, которое началось в Европе в 17 веке, является приверженность общественному разуму. Это была идея, что недостаточно заявить о своей позиции, вы также должны предоставить рациональное обоснование того, почему другие должны поддерживать вас. Другими словами, выдвигать и преследовать в судебном порядке аргумент.
Это обязательство предусматривает или, по крайней мере, делает возможным объективный метод оценки претензий с использованием эпистемологических критериев, на которые мы все можем иметь право голоса.
То, что мы проверяем мышление друг друга и совместно достигаем стандарты эпистемологической достоверности, поднимает искусство оправдания за пределы ограничений отдельных умов и основывает его на коллективной мудрости рефлексивных и эффективных сообществ исследования.
Искренность своей веры, объем или частота, с которой она утверждается, или заверения в «верьте мне» не должны быть рационально убедительными сами по себе.
Простым призывам верить нет места в общественной жизни.
Если конкретное утверждение не удовлетворяет общепринятым гносеологическим критериям, то скептицизм заключается в том, чтобы приостановить веру.
Есть способ защитить себя от плохих рассуждений – наших и других – который опирается не только на Просвещение, но и на долгую историю философских исследований.
Так что в следующий раз, когда вы услышите спорное требование от кого-то, подумайте, как это требование может быть поддержано, если они или вы должны были представить его беспристрастное или незаинтересованное лицо:
Другими словами, сделайте обязательство публичной аргументации. И требуйте от других, чтобы они тоже так поступали, лишенные эмоциональных терминов и предвзятого обрамления.
Если вы или они не можете предоставить точную и последовательную цепочку рассуждений, или если причины остаются испорченными явными предубеждениями, или если вы разочаровываетесь, это довольно хороший признак того, что в игре есть другие факторы.
Именно приверженность этому эпистемологическому процессу, а не какой-либо конкретный результат, является действительным билетом на рациональное игровое поле.
В то время, когда политическая риторика пронизана иррациональностью, когда знания воспринимаются не как средство понимания мира, а как обременение, которое можно отбросить, если оно стоит на пути желаемого мышления и когда авторитарные лидеры привлекают все большие толпы, эпистемология должна иметь значение.
Автор: Питер Эллертон
Лектор по критическому мышлению
theconversation.com
Идея о том, что хорошо там, где нас нет, является отражением нашего желания большего —…
Вопрос о том, имеют ли наши сны смысл, интригует человечество на протяжении тысячелетий, охватывая культуры,…
От древних философских учений до современной критики — эта идея побуждает нас задавать вопросы, исследовать…
Вековые дебаты между свободой воли и детерминизмом на протяжении веков занимали умы философов, учёных и…
Целенаправленная практика позволяет вам глубже погрузиться в свои уникальные экстрасенсорные способности и установить глубокую связь…
Вы когда-нибудь задумывались о силе своего собственного разума? О ее способности воплощать едва уловимый шепот…