2 020

В 2030 году ожидается, что люди будут жить на Марсе. Они создадут сельскохозяйственные системы на Красной планете, кислородно-насосные укрытия и начнут жизнь как многопланетные виды на суровой планете, где они, скорее всего, подвергнутся психическим заболеваниям и в конечном итоге умрут. Это не будет приятным опытом.

Конрад Социк, доктор философии, когнитивный ученый и профессор философии в Технологическом университете в Жешуве в Польше, много размышлял о том, как жизнь может быть менее несчастной для будущих колонистов Марса. Его рабочая теория радикальна и стара: ввести новую религию детям, родившимся на Марсе. Если новая религия возникает сама по себе на Марсе, тем лучше, рассуждает Социк.

Взрослые, которые составляют первую волну колонистов, должны будут нести бремя реализации этой новой религии, но сами не получат никаких преимуществ от этой новой религии. Однако, утверждает Социк, их первоначальная жертва будет тем, что в конечном итоге позволит марсианским поселениям процветать.

Социк, который много писал на эту тему, рассматривает роль религии следующим образом: «когда первые группы астронавтов на Марсе будут устанавливать сотрудничество в столь экстремально жесткой среде, когда у нас будут проблемы с сотрудничеством на Земле», как некоторые теории утверждают, что религия помогла поддерживать сотрудничество в обществе на Земле, религия, придуманная и примененная к колонистам Марса, скорее всего, будет иметь тот же эффект. Вместо Ноева Ковчега он говорит, что колонисты-дети могут узнать о космическом корабле — это даст им историю происхождения, и наполнит их жизнь целью.
Колонисты на Марсе

«Я думаю, что мы должны серьезно подготовить и оснастить будущих марсианских космонавтов соответствующей системой, которая позволит справиться со стрессом и страхом. К сожалению, НАСА и другие думают о колониях Марса в условиях гаек и болтов.»

Он подчеркивает, что мы должны рассматривать психическое и духовное благополучие будущих людей в дополнение к физическому обеспечению. «Однако, пока мы люди, а не роботы, мы должны заботиться о наших эмоциях и психике. Не вызывает сомнения, что религиозные истории — конечно, для верующих — намного эффективнее в смысле и надежде, чем наука, технология или философия.»

Многие эксперты в области поведенческой науки и психологии согласятся. Широко понимается, что одним из основных факторов, с которыми мы сегодня работаем, является религия. В 2016 году в документах, опубликованных в Behavioral and Brain Science, психологи показали, что рост просоциальных религий, и культурная эволюция этих религиозных верований, способствовали высокому уровню рождаемости и широкомасштабному сотрудничеству между людьми, которые разделяют эту религию. Религиозная вера, по их мнению, была и является адаптивной стратегией, способствующей сохранению обществ на протяжении всей истории. Ни выбор семьи, ни взаимный альтруизм не могут объяснить рост кооперативных обществ, утверждают психологи. И хотя религия сама по себе не является необходимым условием морального поведения, ее роль в формировании обществ неоспорима.

Марс

«Я думаю, что мы должны серьезно подготовить и оснастить будущих марсианских космонавтов соответствующей системой, которая позволит справиться со стрессом и страхом.»

Но не все согласны с тем, что мы должны полагаться на религию только потому, что она исторически поддерживала человеческие общества. Джозеф Генрих, доктор философии, профессор Гарвардского университета, который специализируется на эволюционной биологии человека, соглашается с тем, что религия играет центральную роль в эволюции обществ, но не думает, что у нее есть место на Марсе.

«В принципе, похоже, вы могли бы создать религию, а затем навязать ее этим новым марсианам», — говорит Генрих Инверс . «Но я не настолько уверен, что это так этично —  говорить им то, что вы сами знаете, что это не так».

Однако он соглашается с тем, что религия может иметь важное значение для формирования нескольких аспектов человечества, которые поддерживают выживание. Например, ритуалы могут увеличить саморегулирование и самодисциплину, в то время как коллективные моральные цели заставляют людей вести себя лучше, приводя к большей внутренней гармонии. Исторически сложилось так, что религия играла центральную роль в эволюции обществ, главным образом потому, что люди действительно верили в то, чего они придерживались. Распространение рассчитанной религии, созданной людьми, которые знают, что это ложь, является более проблематичной задачей.

«Когда вы начинаете распространять или пытаетесь убедить поколения детей, что Вселенная действует определенным образом, и есть невидимые существа или магические ритуалы, когда сами передатчики этой информации не верят, это для меня этическая проблема, — говорит Генрих.

Марс

Социк, в свою очередь, уже предвосхищает, что большинству людей будет неудобно вводить новую религию марсианским детям. Он признает, что этические проблемы могут быть тем, что на самом деле мешает его суждению, несмотря на его решимость в его эффективности.

«Специальные образовательные программы для детей, которые родились на Марсе, могут быть необходимы, но также этически сомнительны, — как идея колонизации самого Марса», — говорит Социк.

«Но если мы собираемся уменьшить социальные и психологические опасности, идея введения специальной марсианской религии может быть хорошей политической и социологической стратегией по той же причине преимуществ, которые религия предоставила на Земле.»

На данный момент религия в космосе зарезервирована для телевизионных сериалов, спасительно-сложных космических фильмов и религиозных астронавтов.

Сегодня астронавты НАСА, отправляющиеся на ракеты «Союз» на Международную космическую станцию, благословляются священником из Русской Православной Церкви перед каждым путешествием вверх, независимо от того, религиозны они или нет. Они окропляются водой, которую христиане считают святой. Возможно, однажды колонисты Марса, продолжающие свое наследие, будут делать то же самое с красной пылью.

inverse.com