Мы все знаем фразу «Все дороги ведут в Рим». Сегодня это общеизвестно и стало означать что-то вроде «есть более чем один способ достичь одной и той же цели». Но все ли дороги когда-либо действительно вели к вечному городу?
Была тесная связь между дорогами и имперской властью. В 27 г. до н. э. император Август руководил восстановлением Вия Фламиния, основного маршрута, ведущего на север из Рима на побережье Адриатического моря и порт Римини.
Восстановление дорог Италии было ключевой частью программы реконструкции Августа после того, как гражданские войны разоряли полуостров в течение десятилетий. Арка, установленная на Вия Фламиния, говорит нам, что она и большинство других, часто используемых дорог в Италии, были восстановлены «за свой счет».
Дорожное покрытие действительно было дорогостоящим. Оно не было распространено в республике, за исключением участков, расположенных близко к городам. Август и его преемники уделили внимание дорожной сети, поскольку дороги означали торговлю, а торговля означала деньги.
В 20 году до н. э. сенат присвоил Августу особую должность дорожного куратора в Италии, и он воздвиг Миллиарий Ореум, или «золотую веху», в городе Риме. Расположенный у подножия храма Сатурна на Римском форуме, он был покрыт позолоченной бронзой.
Согласно древнему биографу Плутарху, эта веха была тем, где «все дороги, которые пересекают Италию, заканчиваются». Никто не знает, что на нем было написано, но, вероятно, по указанию Августа восстановлены названия основных дорог.
Август стремился укрепить представление о том, что Рим был не только центром Италии, но и всего мира. Как писал поэт Овидий в своей Фасти (стихотворение о римском календаре):
«Существует определенный предел территории других народов, но территория города Рима и мира — это одно и то же».
Правый человек Августа, Агриппа, показал на своем портике в Риме карту мира, в которой содержались списки расстояний и измерений областей, вероятно, составленные по римским дорогам.
Римская сеть дорог объединила империю. Сенаторы начали устанавливать вехи, перечисляя расстояния в середине третьего века до нашей эры. Но с первого века нашей эры императоры взяли на себя ответственность за всё дорожное строительство, даже если это было сделано их губернаторами.
Более 7000 дорог сохранились до наших дней. В центральной Италии вехи обычно давали расстояния до самого Рима, но на севере и юге другие города служили узлом в их регионах.
Август также создал cursus publicus, систему гостиниц и промежуточных станций вдоль основных дорог, обеспечивающих жильем и свежими лошадьми людей, занимающихся имперским бизнесом. Эта система была открыта только для тех, кто получил специальное разрешение. Даже высокопоставленным лицам не разрешалось злоупотреблять системой. Императоры расправлялись с теми, кто превышал свои командировочные.
Связь между империей и дорогами означала, что когда Константин основал свой собственный «новый Рим» в Константинополе в четвертом веке нашей эры, он построил арку в ее центре, чтобы служить эквивалентом Золотого Веха.
Многие римские маршруты сохранились, потому что они были скопированы в средневековый период. Это рекордные расстояния между городами и регионами вдоль римской дорожной сети. «Маршрут Антонина», составленный в третьем веке нашей эры, даже содержит полезные ярлыки для путешественников. Эти типы документов были уникально римскими — их греческие предшественники не составляли такие маршруты, предпочитая публиковать письменные отчеты о морских путешествиях.
Римская дорожная сеть вызвала развитие новых географических концепций власти. Это нигде более не распространено, чем на Таблице Пейтингера, средневековом представлении позднеримской карты. Он позиционирует Рим в самом центре известного мира.
С древности фраза приобрела общеизвестный смысл. Книга притч, составленная французским богословом Аланом де Лиллем в 12 веке, является ранним примером. Де Лилль пишет, что есть много способов достичь Господа для тех, кто искренне желает этого:
«Тысячи дорог ведут людей на протяжении веков в Рим, тех, кто хочет искать Господа всем своим сердцем».
Английский поэт Джеффри Чосер использовал фразу «все дороги ведут в Рим» аналогичным образом в 14-м веке в своем «Трактате об астролябии» (инструмент, используемый для измерения наклонного положения):
«Прямо как разнообразные пути привели разнообразных людей на правильный путь в Рим».
В обоих этих примерах, хотя и используется древняя идея Рима как координационного центра, сам физический город выписан из смысла. Ни де Лилль, ни Чосер на самом деле не говорят о Риме. Современное выражение «есть больше, чем один способ убить кошку» будет работать так же хорошо.
Идея о том, что хорошо там, где нас нет, является отражением нашего желания большего —…
Вопрос о том, имеют ли наши сны смысл, интригует человечество на протяжении тысячелетий, охватывая культуры,…
От древних философских учений до современной критики — эта идея побуждает нас задавать вопросы, исследовать…
Вековые дебаты между свободой воли и детерминизмом на протяжении веков занимали умы философов, учёных и…
Целенаправленная практика позволяет вам глубже погрузиться в свои уникальные экстрасенсорные способности и установить глубокую связь…
Вы когда-нибудь задумывались о силе своего собственного разума? О ее способности воплощать едва уловимый шепот…