125

Мы все знаем фразу «Все дороги ведут в Рим». Сегодня это общеизвестно и стало означать что-то вроде «есть более чем один способ достичь одной и той же цели». Но все ли дороги когда-либо действительно вели к вечному городу?

Сила дорог

Была тесная связь между дорогами и имперской властью. В 27 г. до н.э. император Август руководил восстановлением Вия Фламиниа, основного маршрута, ведущего на север из Рима на побережье Адриатического моря и порт Римини. Восстановление дорог Италии было ключевой частью программы реконструкции Августа после того, как гражданские войны разорили полуостров в течение десятилетий. Арка, установленная на Вия Фламиниа, говорит нам, что она и большинство других часто используемых дорог в Италии были восстановлены «за свой счет».

Аппиева дорога

Самая значимая из античных общественных дорог Рима — Аппиева дорога.

А дорожное покрытие действительно было дорогостоящим. Оно не было распространено в республике, за исключением участков, расположенных близко к городам. Август и его преемники уделили внимание дорожной сети, поскольку дороги означали торговлю, а торговля означала деньги.

В 20 году до н.э. сенат присвоил Августу особую должность дорожного куратора в Италии, и он воздвиг Миллиарий Ореум , или «золотую веху», в городе Риме. Расположенный у подножия храма Сатурна на Римском форуме, он был покрыт позолоченной бронзой.

Согласно древнему биографу Плутарху, эта веха была тем, где «все дороги, которые пересекают Италию, заканчиваются». Никто не знает, что на нем было написано, но, вероятно, по указанию Августа восстановлены названия основных дорог.

Рим — центр мира

Август стремился укрепить представление о том, что Рим был не только центром Италии, но и всего мира. Как писал Августан поэт Овидий в своей Фасти (стихотворение о римском календаре):

«Существует определенный предел территории других народов, но территория города Рима и мира — это одно и то же».

Правый человек Августа, Агриппа, показал на своем портике в Риме карту мира, в которой содержались списки расстояний и измерений областей, вероятно, составленные по римским дорогам.

дорога в древнем Риме

Строительство дорог в Древнем Риме.

Римская сеть дорог объединила империю. Сенаторы начали устанавливать вехи, перечисляя расстояния в середине третьего века до нашей эры, но с первого века нашей эры императоры взяли на себя ответственность за все дорожное строительство, даже если это было сделано их губернаторами.

Более 7000 вех выживают сегодня. В центральной Италии вехи обычно давали расстояния до самого Рима, но на севере и юге другие города служили узлом в их регионах.

Август также создал cursus publicus, систему гостиниц и промежуточных станций вдоль основных дорог, обеспечивающих жильем и свежими лошадьми людей, занимающихся имперским бизнесом. Эта система была открыта только для тех, кто получил специальное разрешение. Даже высокопоставленным лицам не разрешалось злоупотреблять системой, поскольку императоры расправлялись с теми, кто превышал свои командировочные.

Связь между империей и дорогами означала, что когда Константин основал свой собственный «новый Рим» в Константинополе в четвертом веке нашей эры, он построил арку под названием Милион в ее центре, чтобы служить эквивалентом Золотого Веха.

Многие римские маршруты сохранились, потому что они были скопированы в средневековый период. Это рекордные расстояния между городами и регионами вдоль римской дорожной сети. «Маршрут Антонина», составленный в третьем веке нашей эры, даже содержит полезные ярлыки для путешественников. Эти типы документов были уникально римскими — их греческие предшественники не составляли такие маршруты, предпочитая публиковать письменные отчеты о морских путешествиях.

Римская дорожная сеть вызвала развитие новых географических концепций власти. Это нигде более не распространено, чем на Таблице Пейтингера, средневековом представлении позднеримской карты. Он позиционирует Рим в самом центре известного мира.

Пословица «Все дороги ведут в рим»

С древности фраза «все дороги ведут в Рим» приобрела общеизвестный смысл. Книга притч, составленная французским богословом Аланом де Лиллем в 12 веке, является ранним примером. Де Лилль пишет, что есть много способов достичь Господа для тех, кто искренне желает этого:

«Тысячи дорог ведут людей на протяжении веков в Рим, тех, кто хочет искать Господа всем своим сердцем».

Английский поэт Джеффри Чосер использовал эту фразу аналогичным образом в 14-м веке в своем «Трактате об астролябии» (инструмент, используемый для измерения наклонного положения):

«Прямо как разнообразные пути привели разнообразных людей на правильный путь в Рим».

В обоих этих примерах, хотя и используется древняя идея Рима как координационного центра, сам физический город выписан из смысла. Ни де Лилль, ни Чосер на самом деле не говорят о Риме — наше современное выражение «есть больше, чем один способ убить кошку» будет работать так же хорошо.