Что значит быть человеком? Это фундаментальный вопрос нашего существования.
Этот вопрос имеет тенденцию возникать перед лицом моральной дилеммы или экзистенциального кризиса или при попытке найти себя.
Более того, обычно за ним следуют дополнительные вопросы:
Что отличает нас от других видов? Что побуждает нас делать то, что мы делаем? Что делает нас уникальными?
Ответы никогда не бывают простыми. Даже в этот век современности и интеллектуальной свободы мы не можем быть близки к каким-либо конкретным ответам. На протяжении веков мировые философы делали свою работу, чтобы найти их.
И все же ответы остаются такими же разнообразными и неубедительными, как и раньше.
Что действительно значит быть человеком?
Читайте дальше, чтобы узнать, как 7 из самых известных философов мира отвечают на этот вопрос.
Карл Маркс
«Если человек является общественным существом, то он может развиваться только в обществе.»
Карл Маркс известен тем, что написал «Коммунистический манифест» вместе с философом и социологом Фридрихом Энгельсом. Он был одним из ведущих сторонников коммунизма в Европе 19-го века.
Хотя он известен своим социализмом, он остается одним из самых выдающихся современных философских мыслителей. Помимо того, что он спровоцировал огромное количество социальных движений в течение своего времени, он сумел сформировать мировые взгляды на капитализм, политику, экономику, социологию и даже на философию.
Каковы его взгляды на человеческую природу?
«Вся история – не что иное, как непрерывное преобразование человеческой природы.»
Маркс полагал, что человеческая природа чрезвычайно сформирована нашей историей. Он считал, что то, как мы воспринимаем вещи — мораль, социальный строй, удовлетворение потребностей – исторически зависит во многом от нашего общества.
Конечно, его теория о человеческой природе также предполагает, что прогресс человечества сдерживается капитализмом, особенно в отношении труда. Пока мы объективируем наши идеи и удовлетворяем наши потребности, труд выражает нашу человеческую природу и также меняет ее.
Дэвид Юм
«Все, что относится к человеческому пониманию в этом глубоком невежестве и мраке, — это быть скептичным или, по крайней мере, осторожным; и не допускать никакой гипотезы, а тем более гипотезы, не подкрепленной никакой видимостью вероятности.»
Дэвид Юм был эмпириком. Он считал, что все человеческие идеи имеют корни в чувственных впечатлениях. То есть, даже если мы представляем существо, которого не существует, ваше воображение по-прежнему состоит из вещей, которые вы ощутили в реальном мире.
Почему это важно для человека?
По словам Юма, для того, чтобы упорядочить эти впечатления, мы используем разные психические процессы, которые являются фундаментальной частью человеческого бытия. Это сходства, смежности во времени или месте, и причины и следствия.
«Очевидно, что все науки более или менее связаны с человеческой природой… Даже математика, естественная философия и естественная религия в некоторой степени зависят от науки о человеке.»
Юм также считает, что существует наше собственное восприятие истины, каждого из нас, независимо от того, насколько мы отличаемся. Когда люди ищут истину, они приходят в моменты реализации. Маленькие моменты реализации приводят к ощущению счастья удовлетворения. Большие моменты реализации, с другой стороны, действительно делают нас людьми.
Для Юма, именно тогда, когда мы испытываем эти важные изменения сознания, мы можем, наконец, с уверенностью сказать, что значит быть человеком.
Людвиг Витгенштейн
«Границы моего языка означают границы моего мира.
О чем нельзя говорить, о том нужно молчать.
Мир — это все, что имеет место.»
Возможно, нет другого современного философа, столь загадочного, как Людвиг Витгенштейн. Его философию можно перевернуть, и вы все равно найдете ее авторитетной и неясной.
Его философия о человечестве может быть истолкована по-разному. Но суть все еще неотразима. Давайте усвоим то, что он думает, из его единственной книги «Трактат-логико-философский» (1921).
Для Витгенштейна это значит быть человеком, это наша способность мыслить сознательно. Мы активные, воплощенные ораторы. Прежде чем мы начнем общаться, нам сначала нужно с чем-то пообщаться. Мы должны создавать и различать истинные и ложные мысли об окружающем нас мире, чтобы иметь возможность думать о вещах – сочетаниях вещей.
Эти сознательные комбинации мыслей – это то, что Витгенштейн называет «состояниями дел».
Следовательно:
«Мир — это совокупность фактов, а не вещей»
Быть человеком – значит думать – правда, ложь – это не имеет значения.
Фридрих Ницше
«Часовая стрелка жизни. Жизнь состоит из редких, изолированных моментов величайшего значения и из бесчисленного множества интервалов, в течение которых в лучшем случае вокруг нас витают силуэты этих моментов. Любовь, весна, каждая прекрасная мелодия, горы, луна, море… Для многих людей таких моментов нет совсем, и они сами являются интервалами и интермедиатами в симфонии реальной жизни.»
Фридрих Ницше – еще один революционный философ. Он наиболее известен своей книгой «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов».
Среди других философов, которые пишут неприятные и неясные идеологии, Ницше остроумен, красноречив и честен. И даже поэтичен. Он – философ, который тщательно исследует человеческую природу, предлагая конкретные советы о том, как с ней бороться.
Что он думает о человечестве и что это значит?
«Преимущества психологического наблюдения. Эта медитация на человеческое, слишком человеческое (или, как говорит научная фраза, «психологическое наблюдение») является одним из средств, с помощью которых человек может облегчить бремя жизни; что, используя это искусство, можно обеспечить присутствие духа в трудных ситуациях и развлечения в скучной обстановке; на самом деле, из самых тернистых и несчастливых этапов своей жизни можно извлечь максимум и почувствовать себя немного лучше».
Для Ницше наше осознание придает значение человечеству. Мы способны на то, что он называет психологическими наблюдениями, на способность видеть вещи с аналитической точки зрения. При этом мы, как люди, можем контролировать повествование о нашем существовании.
Платон
«Ибо все добро и зло, будь то в теле или в человеческой природе, происходит… из души и перетекает оттуда, как из головы в глаза.»
Вы действительно не думали, что мы пропустим Платона в этом списке? В конце концов, есть его Теория человеческой природы.
Платон верил в души.
Он считал, что у людей есть и нематериальный разум (душа) и материальное тело. Что наши души существуют до рождения и после смерти. И он состоит из: причины, желания (физические позывы) и воли (эмоция, страсть, дух).
Для Платона душа является источником всего, что мы чувствуем – любви, муки, гнева, амбиций, страха. И большинство наших психических конфликтов как людей вызвано тем, что эти аспекты не находятся в гармонии.
«Человек – существо в поисках смысла».
Платон также считал, что человеческая природа является социальной. По своей сути мы не самодостаточны. Нам нужны другие. Мы получаем удовлетворение от наших социальных взаимодействий. По правде говоря, мы получаем значение от наших отношений.
Иммануил Кант
«Интуиция и концепции составляют… элементы всего нашего знания, так что ни концепции без соответствующей им интуиции, ни интуиция без концепций не могут дать знания.»
Иммануил Кант считается одним из самых влиятельных западных философов всех времен. Его идеологии были о религии, политике и вечном мире. Но самое главное, он был философом человеческой автономии.
Кант считал, что как люди, мы полны решимости и способны к знаниям и способности действовать в соответствии с ними, независимо от кого-либо, даже от религии или какого-либо божественного вмешательства.
По его словам, восприятие человеком знаний – это «сенсорные состояния, вызываемые физическими объектами и событиями вне ума, и деятельность разума по организации этих данных в понятиях…»
Следовательно, Кант считает, что мы взаимодействуем с миром, основываясь на нашем восприятии. Мы люди из-за нашего разума. Как и другие виды, мы делаем вещи, мы действуем. Но в отличие от них мы даем поводы для наших действий. И для Канта это, по сути, означает быть человеком.
«Все наше знание начинается с чувств, затем переходит к пониманию и заканчивается разумом. Нет ничего выше разума.»
Фома Аквинский
«Мы не можем получить полное знание одновременно. Мы должны начать с веры; затем мы можем научиться доказывать сами.»
Как и Платон, Фома Аквинский был дуалистом, который верил, что у людей есть и тело, и душа.
Но в отличие от Канта, который верил, что наш интеллект придает нам смысл, Аквинский верил в обратное. Для него мы впитываем знания через наш смысл, а интеллект обрабатывает его позже, и более постепенно, через наш человеческий опыт.
Аквинский считал, что мы единственные существа, которые могут воспринимать и материю, и дух. Мы не просто существуем в этом мире – мы можем его интерпретировать, тщательно исследовать, извлекать из него смысл и принимать решения по этому поводу. Это наш интеллект, который превосходит нас от просто существования к действию со свободой, с безграничным воображением.
Что думаете вы?
Вам не нужно быть философом, чтобы прийти к своим собственным выводам. Что для вас значит быть человеком? Это сострадание, сочувствие, логика, наше сознание?
В этом мире технологий, социальных сетей и передовых научных открытий важно продолжать задавать этот важный вопрос. Не позволяйте всему шуму отвлекать вас от размышлений – почему мы существуем? Что это вообще значит? Что мы можем привнести в это чудесное существование?