3 213

В фильме «Бэтмэн против Супермена» есть одна сцена, в которой Марта Кент, приемная мама Супермена, говорит ему: «Будь их героем, Кларк. Будь их ангелом, будь их памятником, будь чем-нибудь, в ком они нуждаются, чтобы ты был. Или не будь таким. Ты не обязаны этому миру.»

Очевидно, что в наши дни, многие фильмы комиксов движутся в новом направлении с сообщением, которое они посылают. Несколько лет назад фильмы комиксов, подобные «Человеку-пауку», рассказывали нам о том, что «с большой силой приходит большая ответственность» и пытались внушить нам мысль о том, что мы обязаны использовать наши сильные стороны, чтобы помочь или даже спасти человечество.

Теперь сообщение фильмов по комиксам стало более рациональным и зрелым, которое предполагает, что мы вольны делать то, что хотим в жизни. Таким образом, мы должны использовать наши сильные стороны, чтобы помогать другим, если мы этого хотим, но мы не обязаны это делать. Эта идея имеет много смысла и каждому будет полезно придерживаться ее.

Наша экзистенциальная свобода

Эта новая идея в кинофильмах комиксов о том, что мы вольны выбирать свой собственный жизненный путь, может проследить свои корни в мышлении выдающихся философов, таких как Ницше, Кьеркегор, Камю и Сартр. Нет сомнений, что режиссеры Зак Снайдер и Кристофер Нолан, которые несут ответственность за текущую волну фильмов Бэтмена и Супермена, черпают вдохновение у этих ребят.

Идеи таких философов, как Ницше, Кьеркегор, Камю и Сартр были сгруппированы в философию, известную как экзистенциализм. Главная посылка экзистенциализма состоит в том, что жизнь по сути своей бессмысленна. Она не имеет объективного смысла или цели, и наши представления о добре и зле тоже субъективны.

Это отсутствие объективного смысла может быть источником страха, но оно также освобождает и дает силы. Потому что это подразумевает, что у нас нет предустановленных обязательств в жизни, что мы свободны проживать свою жизнь как мы хотим.

Эту экзистенциальную перспективу можно считать весьма точной. Можно даже сказать, что «человек обречен быть свободным», как выразился Сартр. И это неплохо, учитывая, насколько ценна свобода жить так, как мы хотим.

Конечно, мы рождаемся в обществе, которое накладывает на нас ряд базовых обязательств, как часть основного социального контракта, в отсутствие которого общество не сможет нормально функционировать. Но это очень простой контракт, с обязательствами, такими как не убивать, не воровать, не вредить другим.

Преодоление менталитета Спасителя

Многие из нас были научены думать иначе. Родители, учителя, религиозные лидеры и многие старые фильмы о супергероях учили нас, что у нас есть какая-то огромная обязанность по отношению к другим людям. Мы должны помочь им, исправить их проблемы, спасти их от трудностей и вообще быть очень милы с ними.

Но эта идея просто необоснованна. Почему мы обязаны помогать другим? Конечно, помогая другим улучшать их жизнь, это может также принести пользу и нам, в конечном счете, и это мудро во многих случаях. Но это не означает, что это прямое обязательство.

Многие люди живут, чувствуя, что у них есть строгая обязанность помогать другим. Такие люди становятся патологическими людьми. Они всегда ставят других первыми и жертвуют своими собственными потребностями ради них. Но они никогда не чувствуют, что они сделали достаточно для других, и они постоянно ощущают на себе тяжелое давление обязательств. Как ни странно, они часто получают очень мало взамен, когда им нужна помощь, и их часто считают цепкими или нуждающимися, и именно поэтому у них часто очень мало настоящих друзей.

Так или иначе, их безграничное чувство долга по отношению к другим приносит им много разочарований.

Опять же, это не означает, что помощь другим иногда не имеет практического смысла, потому что вы получите помощь взамен, когда вам нужно. Но, помогать другим — это не обязанность. Марта Кент права:

«Вы не обязаны этому миру.»

Если вы привыкли мыслить и чувствовать, что вы должны этому миру что-то, и действуете соответственно, потребуется много работы над собой, чтобы изменить это мышление. Вам придется копаться в вашей системе убеждений и внести в нее некоторые важные изменения. Но это выполнимо, и, безусловно, это стоит делать.