Фридрих Ницше был одним из самых важных философов девятнадцатого века, наряду с другими выдающимися фигурами, такими как Зигмунд Фрейд и Карл Маркс. Многие называют этих мыслителей «философами подозрения» из-за их желания разоблачить ложь, скрытую под просвещенными ценностями рациональности и правды. Ницше, в частности, говорил о том, что такое воля к власти.
Согласно Ницше, западная культура искажена тем, что она стремилась установить рациональность во всех аспектах жизни. С самого начала западной культуры в Греции рациональность всегда являлась признаком упадка. Все, что противоречит ценностям инстинктивного и биологического существования человека, является декадентским.
Чтобы понять ницшеанскую философию, мы должны помнить о его резкой критике Платона за постулирование мира идей. Его философия отвергает эти метафизические ловушки: рациональный мир, нравственный мир и религиозный мир. Основополагающим принципом ницшеанской теории является концепция жизни. Чтобы понять, что этот мыслитель понимал под «жизнью», не следует упускать из виду абсолютное отрицание рационального платоновского мира.
Ницше и концепция жизни
Для немецкого философа жизнь основывалась на двух основных принципах: принципе сохранения и принципе увеличения.
Он установил, что существует только жизнь, поскольку она сохраняет себя. Конечно, эта способность к сохранению обусловлена постоянным движением и необходимостью расширения. Если в том, что мы сохраняем, нет расширения, оно умрет. Жизнь способна расширяться благодаря каждой вещи, которая поддерживает нас. Все это жизненное пространство и его принципы — вот что нас составляет. Это, в свою очередь, понимается как воля к власти.
Ницше и воля к власти
Воля к власти относится к эволюции жизни. Можно сказать, что сама жизнь — это воля к власти, поскольку жизнь действительно побеждает то, к чему мы стремимся. В то же время жизнь прилагает усилия, чтобы получить то, что мы хотим, и доминировать над тем, что мы имеем.
Воля к власти — это жизнь, выброшенная за горизонт, где мы можем найти и получить все, что хотим. Поэтому он хочет, чтобы вещи расширили то, что уже есть. Однако важно сказать, что воля к власти должна любить себя, прежде чем жаждать чего-то еще. Только таким образом она захочет увеличить то, что имеет, чтобы сохранить то, что уже находится в ее распоряжении.
Представьте, что вы хотите купить машину. Однако у вас недостаточно денег, чтобы получить её в данный момент. Сохранение этого желания будет возможно только в том случае, если вы приложите усилия и попытаетесь увеличить свои сбережения, чтобы заплатить за желаемый автомобиль. Если вы ничего не сделаете для достижения этой цели, это желание просто исчезнет. Тоски и мотивации больше не будет.
Воля к власти хочет себя
Как только воля к власти захочет сохранить себя, она автоматически поймет, что не сможет поддерживать все, что завоевано, только путем сохранения. Вместо этого, чтобы действительно сохранить что-либо, оно должно расшириться до новых горизонтов и завоевать новые земли.
Воля к власти преднамерена и направлена на мир жизни, который является единственным местом, где вы можете получить то, что вы хотите. Природа этой воли — движение; она не хочет останавливаться, она хочет продолжать расширяться. Согласно Ницше, если мы согласимся с тем, что имеем в данный момент, и не попытаемся расширить это, мы умрем (в метафорическом смысле, означающем, что наша воля к власти может окаменеть).
Так где же тогда правда? Для этого немецкого философа ясно, что истина заключается в воле к власти каждого человека. Согласно Ницше, между правдой и властью существует очень тесная связь.
Истинная Истина
Представьте, что определенное средство массовой информации публикует новость утром. Все остальные медиа-платформы продолжают следовать, и каждая из них рассказывает историю с точки зрения их идеологии. Более чем вероятно, что каждый человек воспримет как «истинный» факт, который лучше всего соответствует их идеям.
А теперь представьте, что из-за разных версий средств массовой информации начинается противоречие, и ночью люди из разных СМИ собираются вместе, чтобы обсудить настоящую правду о том, что произошло. Очевидно, истины будут сталкиваться именно потому, что существуют только интерпретации фактов. Именно в этот момент критический ум поймет, что истина — дочь власти.
При этом очевидно, что власть всегда будет поддерживать гегемонистскую истину, учитывая, что это мощное выражение воли, которая хочет расширяться, чтобы сохранить себя.
Для Ницше любая воля к власти, которая не намеревается расширяться, чтобы сохранить, — это просто жизнь, ничего не стоящая: то, что мы сейчас понимаем под нигилизмом.