56 567

Личные дневники одного из величайших императоров Рима, частная переписка одного из лучших римских драматургов и мудрейших советников, лекции бывшего раба и изгнанника, ставшего влиятельным учителем. Несмотря на все трудности спустя два тысячелетия эти невероятные документы сохранились.

Могут ли эти древние потускневшие страницы действительно содержать что-либо, имеющее отношение к современной жизни? Оказывается, что да, могут. Они являют собой образчики величайшей мудрости мировой истории.

Эти документы — написанные такими выдающимися людьми, как Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет, — составляют основу того, что известно, как стоицизм, древняя философия, которая когда-то была одной из самых популярных общественных дисциплин на Западе, практикуемой богатыми и бедными, сильными и борющимися друг с другом в стремлении к хорошей жизни.

Но с чего начать? Чему они нас учат? Вот 12 уроков, которые помогут вам стать мудрее, лучше и счастливее.

1. Меняйте то, что можете — забудьте об отдыхе

Самое важное в философии стоиков — это понимание различий между тем, что мы можем изменить, а что нет. На что мы имеем влияние, а на что нет. Как писал Эпиктет, «главная задача в жизни человека заключается в том, чтобы определить и отделить одни вещи от других таким образом, чтобы вы могли ясно сказать себе, на какие факторы вы не имеете влияния, а на какие можете повлиять, сделав выбор из существующих вариантов».

2. Начните жить

Это одна из самых запоминающихся острот Сенеки: «Вы боитесь умереть. Но посмотрите, разве ваша жизнь – нечто большее, чем смерть в конечном итоге?» Из страха перед смертью мы часто задаём себе вопрос: что именно мы защищаем, что боимся потерять? Для многих людей ответ таков: часы, проведённые за телевизором, сплетни, потерянные возможности, пересуды о скучной работе, и так далее, и тому подобное. Проснитесь и начните жить сегодня!

3. Помните, что вас нельзя сломать — вас можно заковать в цепи, но изменить вас нельзя

Даже под самыми жестокими пытками наша власть над собственным умом и наша способность принимать собственные решения не должны быть сломлены. Как сказал Эпиктет: «Ты можешь связать мне ноги, но даже Зевс не может повлиять на мою свободу выбора».

4. Всегда любите

Так Сенека цитирует еще одного стоика: «Гекато говорит: «Я могу научить тебя любовному зелью, приготовленному без каких-либо лекарств, трав или специальных заклинаний – люби, и тебя полюбят». Битлз довольно хорошо это выразили несколько веков спустя: «В конце концов, любовь, которую вы принимаете, равна любви, которую вы отдаете». Это верно, как в политике, в терпимости к окружающим, так и в нашей личной жизни. Практически нет ситуации, в которой ненависть могла бы помочь. Напротив, почти каждая ситуация может быть решена при помощи любви.

5. Не зажигайте свечу с обеих концов

Сенека писал в своем эссе «Спокойствие ума», что «разуму нужно давать расслабиться — он станет лучше и острее после хорошего перерыва». Ум – это мускул, и как остальное может быть напряженным, переутомленным, даже травмированным. Наше физическое здоровье также истощается чрезмерными обязательствами, отсутствием отдыха и вредными привычками.

Помните: жизнь – это долгий путь. Сможете ли вы постоянно держать удар, если сжигаете свечу с обеих концов?

6. Будьте добры

Грубость, подлость и жестокость, по большей части, являются маской для глубоко укоренившейся слабости

На доброту в сложных ситуациях способны только очень сильные люди. У вас есть эта сила. Используйте её. Как сказал Марк Аврелий: «Что может сделать даже самый злой человек, если вы продолжаете проявлять доброту и, когда вам предоставляется шанс, мягко указываете, в чём и почему он ошибся, пытаясь причинить вам вред?»

7. Посмотрите на мир шире

Император Марк Аврелий писал: «Подумай о том, как велика Вселенная, и о том, как мал ты по сравнению с ней». Земле, как утверждает наука, около 4,5 миллиардов лет, и нет никаких признаков того, что ей может в скором времени прийти конец. Ну а сколько нам отпущено на этой земле? Может быть, несколько десятилетий? Подумайте об этом в следующий раз, когда вы почувствуете себя чрезвычайно значительным, или, так, как будто все только и ждут с нетерпением вашего следующего шага. Это не так. Вы всего лишь один человек из многих, делающий всё от него зависящее среди многих других.

8. Сосредоточьтесь на себе — не осуждайте других

«Пусть философия соскребет ваши собственные недостатки, а не будет способом противостоять ошибкам других», – писал Сенека. Философия должна быть направлена вовнутрь вас – чтобы стать лучше самим и позволить другим людям решать эту задачу по-своему и идти собственным путём. Предоставьте других людей их собственным недостаткам.

9. Примите свою судьбу

«Не стремитесь, чтобы все произошло так, как вы хотите, а скорее, желайте, чтобы все происходило так, как оно есть на самом деле – тогда ваша жизнь будет протекать хорошо»

– Эпиктет

Вместо того, чтобы просто принять то, что происходит, стоики призывают нас наслаждаться тем, что произошло – что бы это ни было.

Ницше много веков спустя придумал идеальное выражение, чтобы уловить эту идею: амор фати (любовь к судьбе). Это не просто принятие, это любовь ко всему, что происходит.

10. Следи за своими словами

«Лучше путешествовать ногами, чем языком», – писал Зено. Вы всегда можете встать после того, как упадете, но помните, что сказанное никогда не забрать назад. Особенно, жестокие и обидные вещи.

11. Прогулка важна

На протяжении веков философы, писатели, поэты и мыслители находили, что ходьба дает дополнительное преимущество — время и пространство для более качественного выполнения работы. Как позже сказал Ницше: «Только идеи, полученные от ходьбы, имеют какую-то ценность». Или вот Сенека:

«Мы должны совершать пешие прогулки на свежем воздухе, чтобы разум насыщался и обновлялся на открытом воздухе, где можно дышать полной грудью»

12. Убейте свое эго и самообман

Самообман, мания величия — это не просто раздражающие черты личности. Эго – нечто большее, чем просто отталкивающая и противная черта. Это заклятый враг нашей способности учиться и расти. Как сказал Эпиктет, «человек не может начать изучать то, что, по его мнению, он уже знает».