8 865

Марк Аврелий процветал как один из великих мировых лидеров. Пожалуй, самый известный римский император по правильным причинам.

Большинство из нас знают имена Нерона и Калигулы за их деспотизм и деструктивные послабления, но Марк заслужил всеобщую похвалу за то, как он обладал властью над величайшей империей, известной миру.

Он известен главным образом своими журналами, составленными в книгу под названием «Медитации». Журналы документировали обычную и иногда удивительную борьбу, которая приходит с абсолютной властью и философскими мыслями Марка как практикующего стоика.

Наряду с Нервой, Траяном, Адрианом и Антониусом Пиусом Марк Аврелий известен как один из пяти «хороших императоров», впервые названными так Никколо Макиавелли. Итальянский государственный деятель и политический философ указал на любопытный факт, что все лучшие императоры Рима были приняты, а не воспитаны как биологические наследники.

Марк Аврелий заслужил всеобщую похвалу за то, как он обладал властью над величайшей империей, известной миру.

Макиавелли писал, что добрые императоры не нуждались в преторианских когортах или бесчисленных легионах, чтобы охранять их, но были защищены их собственной хорошей жизнью, доброй волей своих подданных и привязанностью Сената.

Любопытно, что все «хорошие» императоры правили последовательно с 96–192 гг. Эдвард Гиббон, великий историк упадка Рима, считал, что эпоха «пяти хороших императоров» была самой «счастливой и процветающей» для человечества. Причины того, что это правило лучше, когда оно абсолютное и разумное:

«Огромная часть Римской империи управлялась абсолютной властью под руководством добродетели и мудрости. Армии были ограничены твердой, но нежной рукой четырех последовательных императоров, чьи характеры и авторитет вызывали уважение».

Неохотный правитель

Юный Марк Аврелий, принятый на престол, не хотел приходить к власти. Мальчик стал увлеченным стоиком.

Несмотря на то, что он имел честь быть последним добрым императором Рима, Марк был недоволен, когда его сделали «Цезарем», учитывая роль наследника (и усыновленного) Антония Пия.

Многие посчитают это абсурдным – зачем кому-то отказываться от наследства абсолютной власти и богатства за пределами ваших самых смелых мечтаний?

Но, будучи императором, положение, от которого невозможно отказаться, было обоюдоострым мечом.

Среднее время у власти римских императоров было коротким благодаря узурпаторам. Некоторые императоры пробыли на троне всего несколько месяцев, прежде чем были свергнуты заговором.

Это был не только страх перед собственной жизнью, который мог сделать Мара неохотным до власти. Молодой человек уже был увлеченным стоицизмом. Власть и богатство были потенциальным препятствием для добродетели стоиков.

Но то, как Марк Аврелий справился со своей ролью, является причиной, по которой он преуспел в этом, и почему по сей день люди ищут утешения в его трудах.

Мыслить как стоик

Новая книга Дональда Робертсона «Как мыслить как римский император» проливает свет на то как идеи в «Размышлениях» Марка Аврелия действовали как психологические стратегии, чтобы помочь мудрецу-императору справиться и преуспеть в той роли, которая была ему дана.

Робертсон – психотерапевт по когнитивно-поведенческому поведению проводит параллели между методами терапии и стоической мудростью.

Не все параллели, которые проводит автор, являются новыми, но Робертсон действительно добавляет большую глубину благодаря биографическим деталям и использованию своего собственного психотерапевтического опыта. Картина, которую он рисует, изображает уязвимого человека, а не философского святого и, в частности, героя.

Когнитивно-поведенческая терапия берет корни из стоицизма. Один из его первых практиков, Альберт Эллис, черпал вдохновение у греческого философа Эпиктета.

Поведенческая терапия бросает вызов истощающим когнитивным искажениям, и это, по сути, подход, который Эпиктет использовал для нахождения «спокойного потока жизни».

Философ не писал (насколько нам известно), и его учения были записаны для потомков учеником Аррианом из Никомедии.

Идеи Эпиктета основаны на центральном представлении стоиков о том, что, хотя вы не можете контролировать свои обстоятельства, вы можете контролировать свою эмоциональную реакцию на обстоятельства.

Стоики демонстрируют, что, хотя мы пытаемся контролировать внешние события, но теряем контроль над своими мыслями и эмоциями, мы практически не контролируем первое и полностью контролируем второе.

Эпиктет, например, учит нас, что наши мысли наносят нам вред, а не поведение других людей:

«Когда человек раздражает вас, вы должны знать, что вас раздражает ваше собственное мнение»

Арриан из Никомедии продолжил политическую карьеру на высоком посту и был близок к императору Адриану, приемному деду Марка. Он вполне мог встретить ребенка Марка. Такие ученики, как Арриан, распространяли учения Эпиктета по всему римскому миру. Мудрец оказал значительное влияние на римскую философию, несмотря на то, что родился рабом.

Поэтому неудивительно, что Марк Аврелий многому научился из учений Эпиктета. «Размышления» Марка широко цитируют Эпиктета. Император нашел утешение в словах старшего философа. Повторяя Эпиктета, он написал:

«Вы имеете власть над своим разумом, а не за пределами событий. Осознайте это, и вы найдете в себе силы.»

Робертсон демонстрирует, каким образом методы Эпиктета можно рассматривать как современные методы лечения.

Раскрывая связи между историческими стоиками и наукой, лежащей в основе их методов достижения спокойствия, книга Робертсона показывает, что римский стоицизм больше похож на методологию, чем на догму.

Стоицизм помог Марку Аврелию справиться со страхом, гневом и горем. Это не результат «знания» фактов, а изменение образа мыслей. Дело не в том, что ты знаешь, а в том, как ты думаешь.

Стоическая философия ориентирует ум на спокойствие.

Император Адриан был приемным дедом Марка Аврелия. Адриан был высококультурным императором, его привязанность к греческой культуре раскрыла молодого Марка одним из самых важных софистов и философов того времени.

Начните с простоты речи

Возможно, самый необычный аспект философского развития Марка – это то, что было для него наиболее естественным.

Адриан прозвал молодого Марка «Вериссимус», что означает «самый правдивый», что свидетельствует о его привязанности к откровенным словам ребенка. Это сделало Марка предрасположенным к стоицизму, поскольку стоики считали простой язык добродетельным.

Простая речь приносит два глубоких изменения в вашем мышлении. Во-первых, ясный, не приукрашенный язык приводит к лучшему, более ясному представлению об истине. Во-вторых, он устраняет ценностные суждения, которые могут разжечь эмоции.

Адриан был культурным императором, и многие философы были включены в его двор. Софистика и риторика были важной частью придворной жизни, и были организованы дебаты, чтобы развлечь Адриана и его окружение.

Софисты были учителями в греческой традиции, которые дарили превосходство своим ученикам. Тонкая риторика – искусство эмоциональной и умной речи, которой учат софисты, – высоко ценилась Адрианом.

Марка обучали два самых выдающихся софиста в истории: Фронто и Герод Аттик. Но именно стоик, Юний Рустик, оказал наибольшее влияние на мышление и поведение имперского наследника.

Марк Аврелий обожал старого философа и копировал его манеры, такие как носить обычную одежду и говорить откровенно, без украшения, которое ценили софисты.

Ясность против Катастрофы

Это удивило бы придворных в то время, и наследник престола должен был говорить как софист и изящно одеваться в лучшие одежды. В конце концов, софистика – это то, откуда мы получаем слово «изощренность». Императоры должны быть такими.

Простота языка приводит к ясности мышления. Когда мы используем ценностные суждения на нашем языке, мы начинаем вести себя нерационально и обманывать себя относительно истинной природы мира.

Ничто не является по сути хорошим или плохим, только наше мнение делает это таковым.

Марк Аврелий и Луций Верус вели Римскую империю в качестве со-императоров в первое десятилетие правления Марка. В то время как Марк был вдумчивым и добросовестным правителем, Люциус Верус любил пить, роскошные вечеринки и гладиаторские игры. Предполагается, что он умер в 169 году от чумы, обрушившейся на Рим, когда войска вернулись с парфянского завоевания, которым он руководил.

Робертсон связывает стоические достоинства речи с терапевтическим процессом «катастрофизации», при котором пациенты проходят процесс прояснения мыслей и избавления от чрезмерных и эмоциональных оценочных суждений.

Достаточно короткого сканирования средств массовой информации или социальных сетей, чтобы увидеть, что катастрофизация стала обычным явлением в публичной сфере.

В недавней статье один художник цитирует слова: «Люди становятся все более и более глупыми, безумно глупыми». Это было заголовком произведения. К сожалению, проклятые неопределенные участки или даже все люди становятся обычным явлением как в средствах массовой информации, так и в социальных сетях. Чрезмерный пессимизм и катастрофы становятся проблемой для нашей культуры.

Марк Аврелий писал:

«То, о чем ты думаешь, определяет качество твоего ума. Твоя душа приобретает цвет твоих мыслей.»

Стоики понимали, что красочные метафоры, чрезмерные обобщения и гипербола так же вредны для нас, как и для других людей. Наш собственный язык окрашивает наши мысли и слова.

Иногда демократические выборы не идут нашим путем. Мы можем попытаться понять, почему выборы не пошли нам на пользу и что-то с этим сделать, или мы можем начать вопить, что мир пойдет в ад и что любой, кто с нами не согласен, «глуп». Что из этого конструктивно для других и для себя?

Когнитивное дистанцирование

Теперь представьте, что вы Марк Аврелий: вы со-император с Люциусом Верусом, безответственным пьяницей, у вас есть парфяне и сарматы на востоке и германские племена на севере, неистовые граничащие земли империи. Вы верховный командующий на линии фронта и лидер империи. Все вокруг вас ждут вашего лидерства, те, кто не хочет занять ваше место (один из генералов Марка пытался захватить у него власть).

Как бы вы хотели подойти к ситуации такого высокого давления, которую вы никогда не хотели в первую очередь? С ясной головой или головой, наполненной эмоциональным беспорядком?

Марк контролировал свои слова, и его слова прояснили его разум. Робертсон демонстрирует, что это сродни «когнитивному дистанцированию» – технике хладнокровного анализа ситуации, в которой вы находитесь.

Четкость мышления императора позволила ему разбить проблемы или стремления на их составные части и проанализировать их изолированно.

Когда вы описываете соблазнительную еду, например, на приземленном языке, кусочек за кусочком, она внезапно становится менее соблазнительной, вы «отрываетесь» от нее, ваши пристрастия рассеиваются.

Апатия и Истинная Мудрость

Это всего лишь один из многих методов, необходимых для достижения стоической цели «апатии»: спокойного безразличия к страстям. Апатия необходима для истинной мудрости, и истинное благо, к которому все люди должны стремиться – цель жизни, если хотите, согласно Марку и стоикам – это мудрость.

Мудрость лежит в основе природы человечества (мы – единый разумный вид), поэтому быть мудрым – значит быть ближе к природе. Стоики понимали, что Бог и природа – это одно и то же – это совокупность вселенной, частью которой мы являемся. Это известно как пантеизм («все есть Бог»).

Спираль желаний и ценностных суждений являются препятствиями для мудрости и, следовательно, полагал Марк Аврелий, для Бога.