1 126

В марте этого года исполнилось 20 лет с момента выхода первого фильма «Матрица» под руководством Вачовски. Этот научно-фантастический фильм «киберпанк» был хитом кассовых сборов с его антиутопическим футуристическим видением, характерным чувством моды и изящными, инновационными последовательностями действий. Но он был также катализатором для массовой дискуссии вокруг некоторых очень больших философских тем.

Фильм рассказывает о компьютерном хакере «Нео» (его играет Киану Ривз), который узнает, что вся его жизнь была проведена в сложной имитированной реальности. Этот сгенерированный компьютером мир снов был разработан искусственным интеллектом человеческого творения, который промышленно обрабатывает человеческие тела для получения энергии, отвлекая их через относительно приятную параллельную реальность, называемую «матрицей».

— У тебя когда-нибудь был сон, Нео, что ты был так уверен, что это реально?

Этот сценарий напоминает один из самых длительных мысленных экспериментов западной философии. В известном отрывке из Республики Платона (около 380 г. до н.э.) Платон заставляет нас представить, что человеческое состояние подобно группе заключенных, которые прожили свою жизнь под землей и скованы, так что их опыт реальности ограничен тенями, спроецированными на стенах их пещеры.

Платон предполагает, что освобожденный заключенный будет поражен, узнав правду о реальности, и ослеплен сиянием солнца. Если он вернется ниже, его спутники не смогут понять, что он испытал, и, несомненно, будут считать его сумасшедшим. Оставаться в плену невежества сложно.

Матрица Нео

В «Матрице» Нео освобождается лидером повстанцев Морфеусом (по иронии судьбы, имя греческого бога сна), впервые пробудившись в реальной жизни. Но в отличие от заключенного Платона, который обнаруживает «высшую» реальность за пределами своей пещеры, мир, ожидающий Нео, опустошен и ужасен.

Наши ошибочные чувства

Матрица также затрагивает более новые философские вопросы, которые были заданы французом 17-го века Рене Декартом, относительно нашей неспособности быть уверенными в доказательстве наших чувств и нашей способности знать что-либо определенное о мире таким, какой он есть на самом деле.

Декарт даже отметил трудность быть уверенным, что человеческий опыт не является результатом ни сна, ни злонамеренного систематического обмана.

Последний сценарий был обновлен в мысленном эксперименте «мозг в колбе» философа Хилари Патнэм в 1981 году. В этом сценарии ученый электрически манипулирует мозгом, чтобы вызвать ощущения нормальной жизни.

Итак, в конечном итоге, что такое реальность? Французский мыслитель конца 20-го века Жан Бодрийяр, чья книга кратко (с ироническим оттенком) появляется в начале фильма, много писал о том, как современное массовое общество создает сложные имитации реальности, которые становятся настолько реалистичными, что их принимают за саму реальность.

Конечно, для этого не нужен заговор ИИ, подобный матрице. Мы видим это сейчас, возможно, даже более активно, чем 20 лет назад, в доминировании «реалити-шоу» и курируемой идентичности социальных сетей.

В некоторых отношениях фильм, кажется, достигает точки зрения, близкой к точке зрения немецкого философа 18-го века Иммануила Канта, который настаивал на том, что наши чувства не просто копируют мир; скорее, реальность соответствует условиям нашего восприятия. Мы только когда-либо ощущаем мир, поскольку он доступен через частичный спектр наших чувств.

Этика свободы

В конечном счете, трилогия Матрица провозглашает, что свободные люди могут изменить будущее. Но как эта свобода должна осуществляться?

Эта дилемма раскрывается во все более пресловутой красно-синей таблетке первого фильма, которая поднимает этику веры. Выбор Нео состоит в том, чтобы принять либо «действительно реальное», приняв  красную таблетку, которую ему предлагает Морфеус, либо вернуться к своей более нормальной «реальности», приняв синюю таблетку.

Это затруднение было запечатлено в эксперименте по мысли 1974 года американским философом Робертом Нозиком. Имея «машину опыта“, способную обеспечить любой желаемый опыт, неотличимый от ”реального», должны ли мы упрямо предпочитать истину реальности? Или мы можем чувствовать себя свободно, пребывая в комфортной иллюзии?

В «Матрице» мы видим, как повстанцы решительно отвергают удобства матрицы, предпочитая мрачную реальность. Но мы также видим мятежного предателя Сайфера (Джо Пантолиано), отчаянно ищущего реинтеграции в приятную симулированную реальность. «Невежество — это блаженство», — утверждает он.

Главный злодей фильма, агент Смит (Хьюго Уивинг), мрачно отмечает, что в отличие от других млекопитающих, человечество ненасытно потребляет природные ресурсы. Матрица является «лекарством» от этой человеческой «инфекции».

Мы много слышали о потенциальных опасностях ИИ, но, возможно, в обвинении агента Смита что-то есть. Поднимая это напряжение, Матрица все еще действует на нервы — особенно после 20 лет ненасытного потребления.
Ричард Колледж