1 965

Некоторые апокалиптические мифы становятся реальностью благодаря изменению климата. Десятилетия углеродного загрязнения привели к пугающим изменениям в погодных системах Земли, в том числе к некоторым, казалось бы, прямым следам мифов.

Антрополог Колумбийского университета Бен Орлов сказал, что в Финая, коренной общине в перуанских Андах, люди верят, что когда близлежащие ледники начнут исчезать, это ознаменует конец света. Там не будет больше воды, и сильный ветер всё сдует.

Оказывается, это уже происходит благодаря изменению климата. Ледники, питающие реки и ручьи, сокращаются, что предвещает нехватку пресной воды.

Например, в индуистской традиции конец дней начинается с вековой засухи, как описано в «Параллельных мифах» Дж. Ф. Бирлейна. Люди верят, что их озера и реки высохнут, а земля вспыхнет. За этим последуют дожди и наводнения.

В этом году Индия страдала от широко распространенной засухи, связанной с изменением климата. Уровень воды в водоемах понизился, и засушливая погода подготовила почву для пожаров. За сухим периодом последовал период интенсивных дождей и наводнений, также вызванных повышением температуры.

Рассмотрим истории норвежцев, которые говорили, что мир закончится жестокой зимой — как это ни парадоксально, еще одним следствием изменения климата стала особенно холодная погода в северной Европе.

Или посмотрите на ацтеков, которые верили, что мир уже несколько раз заканчивался огнем, наводнением и ураганом. В последние годы на Мексику обрушились лесные пожары, прибрежные наводнения и чрезмерные ураганы, связанные с изменением климата.

Возможно, наиболее распространенной формой климатического мифа является миф о наводнении, который сам по себе является своего рода историей о конце света. В нем боги наводняют землю, чтобы наказать человечество за его грехи, и они выбирают горстку выживших, чтобы заселить землю после потопа. Этот цикл проступков, наказаний и возрождения является общей чертой апокалиптических нарративов.

библейский апокалипсис

Смерть на бледной лошади, 1796, Бенджамин Вест

В Библии Ною было сказано построить ковчег. В вавилонском фольклоре Утнапиштим призван построить корабль. На Гавайях именно главный Нуу строит лодку. Список можно продолжить.

«Наличие наводнений широко распространено в мифических традициях», — сказал Джон Грим, историк религии в Йельском университете. По его словам, поскольку люди стремятся поселиться возле рек, озер и океанов, многочисленные культуры приняли мифы о наводнениях.

В худшем климатическом сценарии, согласно прогнозам, моря поднимутся примерно на 2 метра. К 2050 году около 300 миллионов человек во всем мире могут столкнуться с хроническим наводнением в результате изменения климата. Нарастающие приливы снесут дома, унесут жизни и оттеснят выживших дальше вглубь страны. Это великий потоп, но без обещания лучшего мира в конце.

Как действуют апокалиптические мифы

Подобно рассказам о загробной жизни, рассказы о конце света могут снять страх перед неизвестным. Аналогично, вера в то, что шторм или другое бедствие были делом богов, может помочь придать смысл непостижимой трагедии и дать людям возможность просить о помощи.

В период Малого ледникового периода, периода холодных температур с 1400-х по 1800-е годы, многие европейцы верили, что холодная погода — это воля Бога, говорит Эдриенн Майор, историк и фольклорист из Стэнфорда. Она сказала, что когда альпийские ледники расширялись по фермам и городам, жители деревни ставили кресты и зажигали свечи у края наступающих ледников, надеясь убедить Бога вмешаться.

Такова природа климата в мифах. Когда боги довольны, солнце сияет. Когда они возмущены, они пускают молнии. И когда они злятся, они мстят огнем и наводнением. Так кончается мир — не взрывом, а погодой.

ледник

Ронский ледник, Швейцария

Однако истории о конце света часто отмечают новое начало. В индуистской традиции Земля разрушается и переделывается каждые 4 320 000 лет. В норвежской традиции Рагнарок завершается последним оставшимся богом, Альфадуром, заново создающим мир. Книга Откровений заканчивается новым раем на Земле.

«То, что делают многие мифы — это предсказание конца, который, как ни странно, звучит как возвращение к началу», — говорит Роберт Сигал, профессор религиоведения в Университете Абердина.

Говорят, что конец света — это возвращение к началу. Как возвращение в Эдем.

В чем опасность веры в мифы

Хотя многие люди считают такие истории притчами, есть те, кто рассматривает их как реальную историю или пророчество. Многие религиозные люди убеждены, что повышение температуры сигнализирует о конце времен. Они также считают, что, поскольку Армагеддон близок, нам не нужно беспокоиться об изменении климата.

Другое исследование подтвердило этот вывод, показав, что те, кто интерпретирует Библию буквально, особенно отрывки о последних временах, с меньшей вероятностью беспокоятся об окружающей среде.

Ситуация осложняется тем, что исследования показывают, что люди, переживающие стихийные бедствия, часто обращаются к религии как к механизму выживания. Вполне возможно, что по мере ухудшения климата все больше людей будут всерьёз воспринимать апокалиптические истории из религии. Некоторые могут рассматривать изменение климата как наказание за проступки человечества.

«Некоторые люди считают глобальное потепление наказанием за проступки человечества», — сказал Эд Майбах, директор Центра коммуникации по изменению климата при Университете Джорджа Мейсона. «Некоторые из этих людей могут рассматривать это как Божье наказание за наши грехи друг против друга. Другие могут видеть это как наказание Матери-Земли за наши грехи против нашей планеты».

Однако есть способ, которым истории о конце света могут вдохновить людей задуматься об изменении климата. Например, в своей энциклике 2015 года об изменении климата папа Фрэнсис призвал  выступать за сохранение Земли, призывая последователей защищать Божье творение до возвращения Иисуса.

«В откровении говорится, что новый Иерусалим, Царство Небесное, спускается на Землю, и я думаю, что мы должны подумать, если мы разрушим планету, каким будет это Царство Небесное?», — сказал он. Такое мышление может стать противоядием от фатализма перед лицом климатического хаоса.