7 003

Висячие сады Семирамиды на протяжении веков захватывали воображение историков всего мира. Тем не менее, его существование остается спорным, поскольку годы раскопок ничего не нашли о потерянных садах.

Висячие сады Вавилона были легендарными садами, которые украшали столицу Неовавилонской империи, построенную ее величайшим царем Навуходоносором II (605-562 до н. э.).

Где находились Висячие сады Семирамиды

Одно из семи чудес древнего мира, это единственное чудо, существование которого оспаривается историками. Некоторые ученые утверждают, что сады на самом деле были в Ниневии, столице Ассирийской империи. Другие придерживаются мнения древних писателей и ждут археологии, чтобы предоставить положительные доказательства. А третьи полагают, что они просто плод древнего воображения.

Археология в самом Вавилоне и древние вавилонские тексты умалчивают об этом, но древние авторы описывают сады так, как будто они были в столице Навуходоносора и все еще существовали в эллинистические времена.

Экзотическая природа садов по сравнению с более знакомыми греческими предметами из списка, а также таинственность, связанная с их местонахождением и исчезновением, сделали Висячие сады Семирамиды самым увлекательным из всех семи чудес света.

Вавилон и Навуходоносор II

Вавилон, расположенный примерно в 80 км к югу от современного Багдада в Ираке, был древним городом с историей поселения, восходящей к 3-му тысячелетию до нашей эры.

Самый большой период в истории города пришелся на 6 век до нашей эры, во время правления Навуходоносора II, когда город был столицей Неовавилонской империи. Империя была основана отцом Навуходоносора Набополассаром (625-605 гг. до н. э.) после его побед над Ассирийской империей.

Навуходоносору II предстояло совершить еще более великие дела, включая взятие Иерусалима в 597 году до нашей эры.

Тогда вавилонский царь решил сделать свою столицу одним из самых великолепных городов в мире. Ворота Иштар были построены около 575 года до н. э. с их прекрасными башнями и изображениями на черепицах животных, как реальных, так и воображаемых, 7-20 — километровая кирпичная двойная стена окружала город — самая большая из когда-либо построенных — а затем, возможно, он добавил обширные сады удовольствий, слава о которых распространилась по всему древнему миру.

Сады

Большинство ученых согласны с тем, что идея выращивания садов исключительно для удовольствия, а не для производства еды, возникла в Плодородном полумесяце, где они были известны как рай. Оттуда идея распространилась по всему древнему Средиземноморью, так что во времена эллинизма даже частные лица или, по крайней мере, более богатые люди возделывали свои собственные частные сады в своих домах.

Сады Вавилона

Сады включали не только цветы и различные растения, здесь были добавлены архитектурные, скульптурные и водные элементы, и даже виды были предметом внимания для древнего ландшафтного садовода.

Сады стали настолько желанной достопримечательностью, что художники-фрескисты, например, в Помпеях, покрывали целые стены вилл сценами, которые создавали иллюзию, будто входя в комнату, попадаешь в сад.

Таким образом, все эти приятные места под открытым небом обязаны своим существованием древней Месопотамии и, прежде всего, великолепным Висячим садам Вавилона.

Висячие сады Семирамиды

Сады Вавилона также называют висячими садами Семирамиды, в честь полулегендарной и полубожественной Ассирийской правительницы, которая, по мнению греков, основательно перестроила Вавилон в IX веке до нашей эры.

Геродот, греческий историк 5-го века до н. э., описывает впечатляющую ирригационную систему Вавилона и стены, но не упоминает никаких садов конкретно (хотя Великий Сфинкс также отсутствует в его описании Гизы).

Первое упоминание в древнем источнике о садах принадлежит Бероссу с острова Кос, на самом деле, жрецу по имени Бел-Усру из Вавилона, который переселился на греческий остров. Сочинение Беросса, написанное около 290 года до н. э., сохранилось только в виде цитируемых отрывков из более поздних авторов, но многие из его описаний Вавилона были подтверждены археологией.

Несколько других источников описывают Висячие сады Семирамиды так, как будто они все еще существовали в 4 веке до н.э., но все они были написаны спустя столетия после правления Навуходоносора. И все они были написаны писателями, которые почти наверняка никогда не посещали Вавилон и почти ничего не знали ни о садоводстве, ни о технике.

Висячие сады Вавилона

Греческий географ Страбон (ок. 64 г. до н. э. — ок. 24 г. н. э.) описывает расположение садов как у Евфрата, протекавшего через древний Вавилон, со сложной винтовой техникой, которая поднимала воду из реки для полива сада. Он также упоминает наличие лестницы, ведущей на разные уровни.

Между тем, греческий историк Диодор Сицилийский, также писавший в I веке до нашей эры, отмечает, что террасы уходили вверх, как древний театр, и достигали общей высоты 20 метров.

Известны прецеденты больших садов в Месопотамии, которые предшествовали тем, которые, как говорят, были в Вавилоне. Есть даже их изображения, например, на рельефной панели из северного дворца Ашшурбанипала (668-631 гг. до н. э.) в Ниневии, ныне находящейся в Британском музее в Лондоне.

Действительно, некоторые ученые предполагают, что вся идея вавилонских садов является результатом монументальной путаницы, и именно в Ниневии на самом деле было легендарное чудо, построенное там Сеннахиримом (р. 705-681 до н. э.).

Существует множество текстуальных и археологических свидетельств о садах в Ниневии, и город иногда даже упоминался как «старый Вавилон». В любом случае, даже если принять гипотезу о Ниневии, она все же не исключает возможности появления садов в Вавилоне.

Существовали также сады после предполагаемой даты Висячих садов Семирамиды, например, в Пасаргадах в горах Загрос, построенных Киром Великим (ум. 530 г. до н. э.). У всех таких садов обычно были террасы для полива, высокие стены для создания тени, деревья были собраны вместе, чтобы лучше поддерживать жизненно важную влажность и противостоять палящим ветрам. И, конечно же, все они были расположены рядом с обильным источником воды.

То, что сады обычно ассоциировались с дворцами (почти во всех культурах от древнего Китая до Мезоамерики), привело некоторых ученых к предположению, что Висячие сады Семирамиды, если бы они действительно существовали, также были бы рядом или в одном из царских дворцов Навуходоносора, на берегу реки Евфрат.

Семь чудес

Некоторые из памятников древнего мира настолько впечатляли посетителей со всего мира своей красотой, художественными и архитектурными амбициями и огромным масштабом, что их репутация выросла как обязательные для посещения достопримечательности для древних путешественников и паломников.

Семь таких памятников стали первоначальным «списком желаний», когда древние писатели, такие как Геродот, Каллимах из Кирены, Антипатр из Сидона и Филон из Византии, составили краткие списки самых замечательных достопримечательностей древнего мира.

Во многих ранних списках древних чудес Висячие сады Семирамиды значились рядом с великолепными стенами города Вавилона, которые, по словам Страбона, составляли 7 км в длину, местами 10 метров в толщину и 20 метров в высоту и регулярно перемежались еще более высокими башнями. Автор П. Джордан предполагает, что сады вошли в установленный список семи чудес древнего мира, потому что они «призывали к явной роскоши и романтической извращенности стремлений».

После Навуходоносора Вавилон продолжал оставаться важным городом в составе империй Ахеменидов (550–330 гг. до н. э.) и Селевкидов (312–63 гг. до н. э.). Правители обоих образований часто использовали дворцы в Вавилоне в качестве своей резиденции. Последовательно захваченный Парфянами, Аршакидами и Сасанидами, город все еще сохранял свое региональное стратегическое значение, и поэтому вполне возможно, что сады существовали в течение нескольких столетий после их строительства.

Систематические археологические раскопки начались в древнем Вавилоне в 1899 году нашей эры, и, хотя были обнаружены многие древние сооружения, такие как двойные стены и ворота Иштар, от легендарных садов не осталось и следа. Многообещающая находка из 14 сводчатых комнат во время раскопок Южного дворца Вавилона оказалась — после того, как впоследствии были обнаружены и расшифрованы таблички — не более, чем кладовые, хотя и большие.

Еще одна серия раскопок намного ближе к реке и часть другого королевского дворца позволила выявить большие водостоки, стены и то, что могло быть резервуаром — все необходимые ирригационные элементы для садов, но не доказательство существования легендарного утраченного чуда.

Примечательно, что помимо молчания археологии, ни в одном из вавилонских источников не упоминаются Висячие сады Семирамиды. Ни их строительство, ни существование, даже в разрушенном состоянии. Это, пожалуй, самое убедительное доказательство того, что садов не было в Вавилоне, потому что сохранившиеся вавилонские записи включают исчерпывающие описания достижений и строительных проектов Навуходоносора вплоть до названий улиц Вавилона.

Несмотря на отсутствие физических и современных текстовых свидетельств, кажется трудным поверить, что садов вообще не существовало, когда их легенда стимулировала такое освещение древними писателями, и они так долго занимали свое место в списке чудес.

Если отвергнуть аккуратную идею о том, что сады действительно были в Ниневии, то вероятный ответ, как всегда, будет где-то посередине. Первоначальные списки чудес были составлены либо греческими писателями, либо теми, кто писал для эллинистической аудитории. А что могло произвести большее впечатление на грека, чем пышный сад экзотики, искусно орошаемый в невероятно жарком климате Ирака?

Возможно, в Вавилоне был какой-то сад, и его масштабы были преувеличены, как и Кносский дворец на Крите был превращен в мифический лабиринт предыдущими поколениями греческих авторов.

Возможно, время покажет, по мере того, как археология продолжит свои медленные и кропотливые исследования прошлого. Во всяком случае, Висячие сады Семирамиды — это наивысший пример того, почему идея Семи чудес была создана в первую очередь — короткий список поистине чудесных человеческих усилий, которые немногие когда-либо увидели бы сами, но которые, тем не менее, все еще вызывали удивление, обсуждение и подражание.